Черкассы кайтинг - Cherkassy kite

Черкассы кайтинг - Cherkassy kite

Кайт (англ. power kite)

       Кайт (англ. power kite) в буквальном переводе с английского означает воздушный змей.       Однако в русской терминологии понятия кайт и воздушный змей различны. А именно, кайтами называют такие воздушные змеи, которые предназначены для буксировки человека или других средств, воздушными змеями же принято называть все остальные конструкции, предназначенные для игр или подъема предметов на высоту.

Классификация

По назначению кайты принято делить на следующие категории:
  • Водные кайты. Это кайты, которые в первую очередь предназначены для буксировки человека по воде (на специальной доске). Эти кайты обладают особенностью не тонуть и не терять форму при приводнении, что необходимо в случае его перезапуска. Большинство конструкций водных кайтов — это так называемые «балонники». Надувные (балоные) кайты отличаются по форме. Есть кайты С - типа, классические и С - типа современные. BOW – боу кайты, Гибриды, Дельта – D (кайт дельта шейп).  
  • Зимние кайты. Это кайты, предназначенные для буксировки человека по снегу на лыжах, сноубордах и т. д. Эти кайты так же вполне подходят и для катания в летний период на роликовой доске и пр. Чаще всего конструкция зимних кайтов — это парафойлы.
  • Пилотажные (тренировочные) кайты. Уменьшенная копия больших кайтов. По конструкции чаще всего парафойлы предназначены для обучения и игр на свежем воздухе.

Конструкция

В основном преобладают три конструктивных решения:
  • Парафойлы. Кайт представляет из себя оболочку из специальной воздухонепроницаемой ткани, называемую куполом, внутри которой имеются ребра (нервюры). По передней части оболочки расположены отверстия, так называемые воздухозаборники. При наличии ветра, через отверстия в оболочку проникает воздух и создает внутри нее избыточное давление, оболочка надувается и принимает заданную при проектировании аэродинамическую форму. Поддержанию этой формы так же способствует подкупольная стропная система.
  • Надувные кайты (балонники). Для поддержания формы кайта используются надувные баллоны, аналогично надувным лодкам. Кайт надувается на земле перед стартом. Это преимущество, быть все время в полетном состоянии, обуславливает использование этих кайтов на воде. Однако они уступают парафойлам в аэродинамическом плане.

Основные характеристики

     Основная характеристика кайта — это площадь купола. Потому что тяга кайта в первую очередь зависит от двух параметров — скорости ветра и площади поверхности. Для комфортного катания мы можем выбирать только площадь. От площади кайта зависимость силы тяги прямая. То есть при одинаковом ветре кайт с площадью вдвое большей тянуть будет так же в два раза сильнее. Измеряется площадь купола в квадратных метрах.
     Профессионалы держат в своем арсенале несколько кайтов с разной площадью, чтобы иметь возможность перекрыть весь ветровой диапазон. Первый кайт рекомендуется площадью 6-9 кв. м для катания при скорости ветра 4-6 м/с. Однако необходимо отметить, что хотя сила тяги зависит от площади, разные модели при той же площади будут давать разную тягу. Это связано с различной аэродинамической эффективностью и геометрией купола. Например, крыло с большой арочностью, при той же площади, будет иметь меньшую тягу, так как проекционная площадь крыла будет меньше. Однако за счет развитых вертикальных поверхностей оно будет обладать большей курсовой устойчивостью.
     Также сила тяги, но в меньшей степени, зависит от применяемого профиля крыла, его геометрии, формы (складки, выпуклости), качества изготовления.

Управление

Методы управления кайтом достаточно разнообразны.
  • Двухстропный кайт. Одна стропа идет от правой руки к правой, другая от левой руки к левой половине купола кайта. Управление происходит за счет движения рук и как следствие — перекоса правой и левой половин крыла. Используется в основном на пилотажных кайтах до 2,5 кв.м. При больших площадях эффективность такого управления снижается, так как для большого кайта требуется и больший ход строп (читай больший ход рук), а это уже трудновыполнимо. Запрещено надевать петли «на запястье», петли для безопасности надо держать только в руках, к петлям крепятся стропы. В некоторых моделях вместо петель используется планка (пруток длинной 40-50 см), к концам которой привязываются стропы. В этом случае управление происходит перекосом планки. Так же, данный вид управления достаточно опасен при больших площадях купола и сильном ветре, так как не позволяет быстро «погасить» (вернуть на землю) кайт в случае опасности. Так же есть определенные трудности с перезапуском из перевернутого положения.
  • Двухстропный кайт с третей стропой. Промежуточный вариант. Третья стропа распределяется по всей задней кромке купола по обоим полукрыльям. При ее затягивании появляется возможность «погасить» кайт, а также выполнить старт из перевернутого положения. На управление полетом эта стропа чаще всего не влияет. Используется планка для двухстропного кайта, в центре которой через отверстие пропускается третья стропа со специальной ручкой для возможности ее натяжения.
  • Четырехстропный кайт на ручках. Очень распространенный вариант управления кайтом, так как позволяет выполнять, как и перезапуски из перевернутого положения, так и «гасить» кайт. Но основное преимущество в том, что помимо перекоса купола появляется возможность управлять кайтом при помощи затягивания задней кромки крыла, каждого полукрыла по отдельности, обеспечивая быстрый разворот кайта большой площади. Для управления используются две ручки (трубки изогнутой формы длинной 35-45 см), к верхним концам которых крепятся силовые стропы, а к нижним — стропы управления.
  • Планочный кайт. Планочные кайты так же управляются четырьмя стропами, но есть существенное отличие — стропы управления не только затягивают правую, левую заднюю кромку крыла, а также изменяют угол атаки на воздействуемую сторону крыла. Этому способствует специальная настройка стропной системы. За счет этого появляется возможность не только управлять кайтом, но и изменять его подъемную силу, которая трансформируется в силу тяги кайта. Такие кайты называются De-power кайтами. Так как появилась возможность управлять силой тяги, эти кайты можно использовать в большем диапазоне скоростей ветра без перенастройки. Для управления используется планка специальной конструкции, которая может выполнять не только перекос, но и движение «от себя», «к себе», тем самым, изменяя силу тяги кайта. Однако по сравнению с «ручечными» кайтами, планочный кайт немного проигрывает в управляемости.
  • Пятая стропа. Используется на планочных кайтах большой площади для быстрого «гашения» кайта, так как затягивания клевант становится недостаточным. Крепится по центральной хорде крыла. При отпускании планки и натяжении пятой стропы кайт переламывается пополам и моментально теряет тягу.

Другое снаряжение

  • Стропы. Делаются из очень прочного материала (обычно Dyneema) различной длины. Длина обычно между 7 и 33 метрами. На больших змеях устанавливают 3,4 или 5 строп. Пятая стропа помогает при взлёте с воды и изменении угла атаки.
  • Контрольная планка. Изготавливается из прочного композитного материала. К ней крепятся стропы, петля для трапеции и система безопасности. Катающий удерживает планку и управляет с её помощью змеем, подтягивая её края.
  • Трапеция. Бывает сидячая (с петлями для ног) или поясная. При помощи трапеции сёрфер соединяется с контрольной планкой. Трапеция имеет металлический крюк, на который накидывается петля. Соединение с трапецией позволяет разгрузить руки катающего. Трапеция для кайтсёрфинга очень похожа на трапецию для виндсёрфинга, но более прочная, так как нагрузка на неё сильнее. Не рекомендуется пользоваться трапецией для виндсёрфинга, так как она может поломаться и привести к неприятным последствиям, особенно во время прыжков.
  • Кайтборд. Небольшая композитная доска, деревянная или фомборд. В настоящий момент существует несколько типов досок: направленная (имеет явно различимые нос и корму), твинтип (оба конца доски симметричны) и скимборд. Некоторые сёрферы пользуются стандартными сёрфинговыми досками и даже длинными досками. Подбор досок зависит от условий, в которых катаются, и от уровня подготовки кайтера.
  • Гидрокостюм. Гидрокостюм необходим при катании в холодную погоду. Гидрокостюмы различаются по типам и толщине материалов (неопрена), из которых они изготовлены. Гидрокостюмы покрыты специальным материалом, защищающим его от порезов и царапин. Кроме того, в гидрокостюмах применяется специальный супер-тянущийся неопрен, не сковывающий движений. Даже самый теплый гидрокостюм, изготовленный из самого толстого непрена, будет ощущаться на теле, как вторая кожа.
  • Сухой гидрокостюм. Часто используется в очень холодную погоду. Эти гидрокостюмы на 100% не промокают, что позволяет одевать под них теплую одежду и кататься до тех пор, пока на водоем не встанет лед, и, наоборот, как только лед растает.
  • Нож экстренного перерезания строп. Очень необходимая часть оснастки кайтера. Лезвие из нержавеющей стали, защищённое пластиковым корпусом в виде дуги. Нож используют при необходимости перерезания запутанных строп или в случае отказа системы безопасности и необходимости отсоединиться от змея. Некоторые трапеции имеют специальный карман для ножа.
  • Шлем. Используется для защиты головы от ударов. Использование шлема защитит вас от серьёзных травм головы.
  • Спасательный жилет. Рекомендуется, если вы катаетесь на глубоких водоёмах. Даже если вы находитесь не на глубине, то в случае травмы и потери сознания (от солнечного удара, например) жилет может спасти вам жизнь.


  •   Лиш для кайта. Используемое практически всеми кайтерами оборудование. Представляет собой поводок с карабинами на концах. Одной стороной крепящийся к трапеции, другой, как правило, к системе страховки кайта. В изготовлении часто применяются мягкие материалы. Качественный лиш имеет систему окончательного отцепления от кайта. Рекомендуемое к постоянному использованию средство безопасности.
  • Лиш для доски. Соединяет доску с ногой кайтера или трапецией. Большинство кайтеров отказываются от пользования лишем для доски, так как это приводит к многочисленным травмам. При падении катающий может буксироваться змеем, а доска остаться на воде — происходит резкое натягивание лиша, доска выстреливает в сторону кайтера и может нанести серьёзную травму (согласно статистике, 17 % травм в кайтинге получаются таким образом). Рекомендуется использовать змея для подплытия к доске, если вы её потеряли. Если вы всё-таки пользуетесь лишем для доски, то обязательно носите шлем.


Для статьи использовать содержимое проектов Викимедиа, http://ru.wikipedia.org/wiki